Почему в Украине взлетели цены на топливо и на какой отметке они остановятся

Вслед за сжиженным газом, цены на который достигли рекордных отметок в 17-18 грн./л в августе-сентябре этого года, начало лихорадить и рынок других видов автомобильного топлива. Бензин А-95 и дизтопливо подорожали за последние пару недель примерно на 8%, а это плюс 2 грн. на каждом литре.

«Только за последние несколько дней А-95 прибавил в цене 6 коп./л, а дизель — 25 коп.», — сообщил «Стране» руководитель специальных проектов НПЦ «Психея» Геннадий Рябцев. 

По данным консалтингового агентства А-95, по состоянию на 9 октября бензин на отечественных заправках продавался по 26,39 грн./л, а дизельное топливо — по 23,9 грн./л. 

И эксперты не исключают, что уже вскоре украинские автолюбители будут вынуждены заливать бензин по 27 грн., а дизель — по 25 грн. Более того, вполне возможен и новый виток подорожания сжиженного газа, цены на который только недавно откатили до 13 грн./л. 

Общая истерия на топливном рынке перекинулась и на продавцов товаров массового спроса, которые заложили в ценники на свой товар дополнительные 5-7% на транспортные расходы. Хотя, как утверждает Рябцев, учитывая динамику подорожания топлива, цены на продукцию должны были вырасти лишь на символические 1,2%.

«Так как на украинском рынке 80% топлива — это импорт, малейшие колебания международных цен тут же отражается на наших оптовых ценниках, а через две недели — и на розничных», — рассказал он. 

Повышение мировых цен на нефтепродукты на 5-7% в сентябре спровоцировало сразу два фактора: заявление главы Турции Эрдогана о блокировании курдской нефти из-за объявления курдами независимости и новые слухи о готовящихся договоренностях между Россией и ОПЕК о сокращении добычи нефти (они подтвердились в понедельник вечером, когда стало известно, что Саудовская Аравия, после визита ее короля в Россию, решила значительно сократить экспорт нефти). 

«Сильнее всего планы трейдеров откорректировало подорожание евро на коммерческом рынке с 29,5 грн. до 31,5 грн. Ведь именно к евро привязывается акциз на топливо (213,5 евро./тыс.л для бензина, 139,5 евро для дизтоплива и 52 евро — для сжиженного газа). Кроме того, в евро просят рассчитываться белорусские поставщики, а они обеспечивают основные поставки на наши АЗС», — рассказали в «Психее». 

По расчетам экспертов топливного рынка, рост курса валюты на 1 гривен дает плюс 60-70 коп. на литре топлива через две недели. То есть, в итоге валютный фактор прибавил к ценнику порядка 1-1,2 грн./л. 

«Ну и еще до 50 копеек продавцы набросили «на всякий случай», в качестве подстраховки, если вдруг цены на нефть в мире начнут расти слишком быстро или гривна упадет ниже ожидаемого уровня», — пояснил Рябцев. 

Впрочем, руководитель проекта «Газрон Украина» Михаил Шубан говорит, что переписывать ценники трейдерам позволяют не только объективные причины, но и дефицит топлива, который сформировался в сентябре из-за приостановки на техническое обслуживание Мозырского НПЗ (Беларусь). Во время проведения таких «пауз» производители отгружают топливо только по так называемым терм-контрактам, а остальных покупателей обслуживают по остаточному принципу. А заключить такие контракты успели далеко не все украинские компании. 

В «Психее» рассказывают, что сейчас дефицита ни бензина, ни дизтоплива в Украине нет. Более того, оптовые партии бензина на границе подешевели, по состоянию на 9 октября, на 2%, правда на дизопливо, наоборот, выросли на 0,3%. 

«Скачка мировых котировок в ближайшее время не ожидается, то есть, цены в рознице в итоге будут зависеть исключительно от курса доллара и евро», — прогнозирует Рябцев. 

Некоторые его коллеги не исключают, что дальнейшая инфляция в стране подстегнет и цены на заправках. В итоге А-95 может подскочить до 27 грн., а дизель — до 25 грн./л.

Если ценники достигнут новой планки, украинцам придется доплачивать за все товары. Ведь продавцы уже сейчас закладывают подорожавшую доставку продукции в  розничные цены. Причем, как подсчитали в «Психее», закидывают явно больше, чем нужно. Так, товар массового спроса , якобы, из-за подорожания дизельного топлива и бензина, вырос в цене на 5-7%, а по хорошему наценка не должна была превысить 1,2%.

«Ведь транспортная составляющая в цене продукта — 15%, а топливо подорожало на 8%», — пояснил Рябцев. Но торговцы не знают, что будет дальше, поэтому накручивают ценники «на всякий случай» вслед за заправщиками. 

Эксперты не советуют расслабляться и украинцам, которые заправляют свои авто сжиженным газом. Хотя сейчас газ продолжает дешеветь (на 9 октября его цена опустилась до 13,23 грн./л), все может кардинально измениться уже в считанные дни. 

«Уже наблюдается существенное подорожание оптовых партий. Поляки сейчас массово скупают газ, готовясь к зиме, поэтому цены на западной границе Украины подскочили с $385/т до $490/т и трейдеры ждут ценник в $500/т уже на днях. Кроме того, на октябрь повысили котировки на $50 главные поставщики на морском направлении (алжирские компании) и на такую же сумму — казахские трейдеры, которые только недавно начали возить газ в Украину. А подорожание на $120/т — это плюс 1,7 грн. на литре», — рассказал «Стране» представитель консалтингового агентства «А-95» Артем Куюн.

В то же время Михаил Шубан считает, что резко повысить цены на газ заправщики уже не смогут. Ведь если летом это топливо было в дефиците из-за проблем с российскими поставками, то сейчас на рынке, наоборот, наблюдается избыток предложения. 

Вопрос с поставками из РФ удалось решить: газ завозит как компания «Глуско Украина», которой приписывали попытку перекроить рынок под себя, так и многочисленные белорусские трейдеры, оформляющие российский сжиженный газ как собственный, белорусский. «Появилась даже шутка, что есть белорусский-белорусский газ, а есть белорусский российский», — добавляет Рябцев. Кроме того, начались активные поставки из Казахстана, который ранее газ  в нашу страну не завозил.

Тем не менее, Михаил Шубан прогнозирует еще, по меньшей мере, один скачок цен на газ до конца этого года. «Но он не будет резким. В опте газ подорожает с нынешних 20,5 тыс. до 22 тыс. грн./т, а это плюс 1,5 грн, на литре в рознице», подсчитал эксперт. 

Хотя соблазн поиграть ценами у продавцов сжиженного газа у продавцов есть постоянно. Ведь, несмотря на перманентное подорожание этого вида топлива, украинские автолюбители все равно активно на него переходят.

«Если еще несколько лет назад продажи дизеля составляли 50%, бензина — 40%, а газа — 10%, то сейчас объемы поделены практически поровну: по 30% на дизель, бензин и газ», — подытожил Рябцев. Ранее эксперты подсчитали, что на газе автомобилистам выгодно ездить, пока его цена не перешагнет за 18 грн./л.